Тувинское горловое пение

04.02.2013

Тувинское горловое пениеГорловое пение представляет собой уникальный вид искусства, которые присущ только избранным народам Саяно-Алтайского региона – алтайцам, тувинцам, монголам,  а также жителям европейской части России – башкирам.  Уникальность данного искусства заключается в том, что исполнительно одновременно извлекает сразу две ноты, образуя тем самым своеобразное двухголосное соло.

Впервые записи описания искусства горлового пения появились в литературе с средины 19 века. Конечно, на то время, европейцев, которые воспитывались в совершенно иных музыкальных традициях, мягко сказать удивляло.

Большинство специалистов считают, что тувинское горловое пения, в частности хоомей, существенно отличается от подобного искусства алтайцев, монголов, бурятов, и в первую очередь, более широким разнообразием стилей. Главными стилями являются пять следующих: хоомей,каргыраа,эзенгилээр,борбаннадыр, при этом существуют и некоторые разновидности — хоректээр (петь грудью),думчуктар (новализация) и ховукаргыраазы (степноекаргыраа).

Поговорим немного о направлениях.

  1. «каргыраа»

Про происхождение различных видов тувинского горлового пения в народе сохранились предания и легенды. Например, одна из легенд гласит, что стиль каргыраа, в незапамятные времена, бытовал среди верблюдоводов. Так, каргыраа возник как порождение голоса верблюдицы, в момент когда ее покидает жизнь, она скачет, издавая звуки, которые и сходи с каргыраа.

Термин каргыраа имеет звукоподражательную основу, которая обозначает звуки и хрип, похожие на хрипение. К примеру, в современном тувинском языке есть звукоподражательный глагол каргыра, обозначающий:

- издавать хриплые звуки, хрипеть;

-бурлить (когда например, на плите блюдо бурлит).

2. «хоомей»

Происхождение данного термина трактую по-разному: его могут связывать с искусством звукоподражания, и с особой манерой звукоизвлечения («хоолээр») – производить звук или гудеть; термин связывают с названием глотки, гортани хоозу, хоо.

Стиль хоомейсвязан акустически с низким, тяжелым и жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в данном стиле представляется важнее поэтического текста. Тувинский хоомей, в отличии от монгольского пения, может исполняться без текста, или же с ним, но  жанра колыбельных песен.

3.»сыгыт»

Тувинский стиль сыгыт, вероятно, произошел от глагола сыгыр, то есть свистеть. Термин сыгыт– это причитание или  плач, как производное от слова сыгытчы–стонущий или причитающий, что наталкивает на предположение о наличии прямой связи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом. Однако такая мысль нуждается все же в научном обосновании.

Способы продвижения музыки и музыкального проекта
Способы продвижения музыки и музыкального проекта
01.08.2014

Если у вас возникло желание или необходимость раскрутить свою группу, как можно теснее познакомить окружающих

Увеличение качества записи вокала
Увеличение качества записи вокала
01.08.2014

К сожалению, запись песни не всегда радует своим высоким качеством, хотя ожидание всегда являются большими.

Советы по записи вокала в домашней студии
Советы по записи вокала в домашней студии
31.07.2014

Итак, вы решили записать песню дома. Комфорт домашней обстановки позволит расслабиться, отвлечься от проблем и

Шумы при записи
Шумы при записи
31.07.2014

В оценке качества записи в первую очередь берется во внимание техническое качество, такое как диапазон

Название группы
Название группы
30.07.2014

Создавая группу или начиная сольную карьеру, музыканты задумываются над названием, подбирают себе звучные псевдонимы, складывают

Правильная запись электрогитары микрофоном
Правильная запись электрогитары микрофоном
30.07.2014

Запись электрогитары – актуальная на сегодняшний день услуга. Многие реализует этот процесс самостоятельно. Актуальной в